"Записки о мироздании" Автор Тимур. г. Семипалатинск Республика Казахстан. e-mail: timyr9@narod.ru Личные исследования автора в области религиозной философии, психологии, экстрасенсорики, социологии, астрологии и т.п. Особая благодарность коллективу narod.yandex.ru |
Раздел Статьи: На этом сайте. Статьи с родственных сайтов. Андрей Тертый.
Главная: | Инфо: | Книги: | Общение: | Статьи: | Каталог: |
| На Relcom.kz | В СамИздат | В известиях науки | На этом сайте | Статьи и комментарии читателей | Статьи с родственных сайтов |
Этот рассказ я нашел в Библиотеке Мошкова (Журнал СамИздат). Прочел его из простого любопытства, и получил неожиданный для себя результат. В конце рассказа я привожу свой комментарий, который я оставил в разделе автора после прочтения рассказа и ответ Андрея Тертого.
Тимур. 24.02.2005г.
Философия пустоты.
Андрей Тертый. Другие произведения в СамИздат. Личный сайт http://atrty.mega.ru/
Картина "Черный квадрат" Казимира Малевича - яркий пример превосходства стиля над техникой живописи, превосходство смысла над формой. Это воплощенная на холсте идея отрицания ВСЕГО, своеобразная философия пустоты.
Зачем я все это говорю? Я не хочу обогатить кого-либо своими познаниями в живописи. Нет. Меня интересует другое. Почему порою весьма примитивное произведение взлетает на самый пик успеха, заставляет говорить о себе, завоевывает сердца, покоряет мир. Почему находятся люди, готовые платить за него миллионы? "Черный квадрат" - лучший пример для проработки этого вопроса. Он лишен какой-либо эстетики вообще и поэтому нам нет нужды отвлекаться на всякого рода возвышенные мотивы. Какие возможны варианты.
Первое. Мы чего то не понимаем, не видим. То есть наших чувств недостаточно, чтобы чего то разглядеть на этой картине. При этом подразумевается, что есть люди с более развитыми чувствами, которые видят ЭТО. К примеру, обыкновенная голограмма представляет из себя замысловатый узор, который так и воспринимается человеческим глазом как хаотическое узор из тонких линий. И только в определенный условиях, при подсветке узора лучом лазера, мы можем наблюдать на пластинке вполне реальное объемное изображение. Или пример с "объемными" картинками, которые часто продаются в детских книжных магазинах - при обычном взгляде на картинку ничего примечательного не видно, и только расфокусировав определенным образом глаза, вашему взору открывается чудная объемная картинка. Этому нужно еще научиться.
Второе. Мы все простаки, попавшие под власть некоего общественного психоза. Тогда возникает вопрос - кто нами так ловко манипулирует и зачем это нужно. И еще (если это так), как это делается, то есть - что нужно сделать, хотя бы теоретически, чтобы повторить такую мистификацию с каким-либо другим объектом. Под этим "другим объектом" каждый может подразумевать собственную персону.
Третье. Ценность объекту придаем мы сами. Допускаю, что все объекты имеют некое мистическое свойство аккумулировать в себе интерес людей, созерцающих их. Таким свойством обладают, в частности, иконы - чем больше людей молятся на икону, тем большую чудодейственную силу она приобретает.
И вот я стою и смотрю на "Черный квадрат". Обыкновенный квадрат закрашенный черной краской, который заполняет почти все полотно размером 80х80 см. По краям полотна белое поле. И все. Ловлю себя на мысли, что слово "картина" для того, что находится передо мной, не очень подходит. И тем не менее. Картина недавно была приобретена Эрмитажем за... один миллион долларов. Точнее - картина была выкуплена господином Потаниным у обанкротившегося "Инкомбанка" и широким жестом подарена Эрмитажу. В противном случае картина ушла бы с аукциона, и вряд ли осталась бы в России. М-да. Вот такие у нас алигархи. Впрочем, не исключено, что с аукциона она бы ушла и за большие деньги. Я отошел от картины, чтобы дать другим, таким же "ценителям", как я, насладиться высоким искусством. Медленно пошел по вытертому паркету зала. Взгляд безразлично скользил по живописным полотнам, развешанным по стенам. Ренуар. Клод Монэ. Поль Гоген... Экспрессия, буйство красок, психологизм... Поймал себя на мысли, что ищу другие работы Малевича. Подошел к женщине-консультанту, узнал у нее, что других картин Малевича в Эрмитаже нет. Несколько картин есть в Русском музее и в Третьяковской галерее, в Москве. Большинство же работ перекочевало за границу. Жаль. Уж как то больно одиноко... и странно смотрится этот "квадрат" в ряду других живописных шедевров. Остановился. Почувствовал, что меня снова тянет к этой загадочной картине. Зачем? Почему ОН здесь? Почему за эту... это даже живописью не назовешь... готовы платить МИЛЛИОН? Вон он, квадрат, как слепое пятно в глазу, чернеет на стене.
Что я знаю про него. Роюсь в памяти. Это картина художника Казимира Малевича. Он жил в начале века в России, картина датирована 1915 годом. Малевич был, конечно, чудаковатым человеком, но - признанным в кругах аристократической элиты начала века и достаточно известным художником-авангардистом. Известным своими новаторскими экспериментами в живописи. Он располагал на плоскости различные геометрические фигуры, разного цвета и формы. Иногда из этих фигур проступало нечто даже понятное обычному человеческому глазу - крестьяне в поле, с овалами вместо лиц, или фигура рабочего, собранная словно из мозаики. А что, довольно оригинально. Но сам Малевич не был удовлетворен этими работами. Не то, не то - думал мастер. Ну, разве это искусство, когда всем видно, что - вот крестьяне жнут хлеб. А почему именно - крестьяне? А почему именно - хлеб? Нет, пафос труда нужно выразить другими средствами, чтобы видно было не только крестьян, но и рабочих, кующих железо молотом. Треугольник, квадрат и круг! Да, это лучше. Эта композиция обобщает понятие пафоса труда. Но жизнь - это же не только труд. Жизнь... Круг! Да, жизнь - это круг зеленого цвета. Солнце. Нет, зеленого - плохо. Красного. Красный квадрат! Квадрат - это не круг. Это значительно основательнее и весомее. Весомее жизни. Что весомее жизни? Смерть. Смерть - это черный квадрат. Смерть - обобщающее понятие всего. Черный квадрат - это смерть. Смерть - это пустота.
Я не заметил, как я снова оказался перед картиной. Мои глаза смотрели как будто сквозь полотно. Глазам было приятно - просто смотреть и все, как в черное бездонное небо. Это вам не точка, на которой нужно сводить глаза, это не круг, с его игривой плебейской формозой. Это - квадрат! Квадрат - это хорошо. Успокоительно. Нет, лучше так - упокоительно. Упокой душу раба твоего Андре-е-я... Фу... Наваждение. Вокруг меня скопились люди. Наверное, я слишком долго стою перед картиной, надо бы дать и другим постоять. Осторожно повернулся, протиснулся между людьми и пошел. Недавно я читал сборник рассказов Татьяны Толстой "День", в этом сборнике было и эссе про "квадрат". Сама она, кстати говоря, эксперт по культуре при каком-то фонде, со злобной иронией отзывалась об этой картине. Вообще то, мне не нравятся ее рассказы, но мне настоятельно рекомендовала их почитать одна моя знакомая - поучиться стилю, как она выразилась. Не буду врать, именно это эссе натолкнуло меня на мысли о "черном квадрате", и я стал думать о нем.
Я вышел на улицу и пошел по набережной Невы. На другой стороне реки возвышался шпиль Петропавловской крепости. Солнце искрилось на его позолоте. Нева. Мощная, темная, холодная. Небо голубое и высокое. Белые облака плывут в вышине. Красота. Как все-таки сложно устроен мир. Слишком сложно. Как то беспокойно от этого на душе. Через пять часов отходит теплоход на Валаам. Я должен быть на нем не позднее 20.45. Не опоздать бы. У причала меня будет ждать Лора. Нет, ничего упрощать нельзя. Жизнь - прекрасна!
Взял бутылочку пива и сел за столик в летней кафешке. Мысль продолжала работать. Сама по себе картина, оторванная и от Малевича и от остальных его работ, ничего не стоит. Это факт. По всей видимости, она является венцом чего то. Вот, к примеру, камень, булыжник, не имеет никакой ценности. Но если этот камень венчает пирамиду Хеопса, то это уже совсем другое дело - это "камень с вершины пирамиды Хеопса". Пирамидой является творчество Малевича, а его "черный квадрат" является апофеозом стиля. Точно. Стиль - вот что главное в творчестве Малевича. Отличная мысль, надо бы ее закрепить еще одной бутылочкой пива. Как-то этот стиль живописи даже назывался? Супрематизм. Точно! Этот термин придумал сам Малевич, для классифицирования того, чем он занимается. В переводе с польского языка оно означает "превосходство". "Победа над солнцем". В 1915 году исполнялась такая футуристическая опера в Санкт-Петербурге, и как-то она повлияла на ход мыслей Малевича. А вот теперь и на мои мысли тоже...
Пиво было свежим и пенистым. Солнышко в небо ярко сияло, непобежденное пока еще никем. Впрочем, нужно быть честным и признать - непобежденное оно пока только мной, Казимир Малевич одержал "победу над солнцем".
Так, хорошо. Ну и что? А ничего. Работать надо, а не пивком прохлаждаться. Халявы не будет, и какой-либо, к примеру, рассказик может конечно "затмить солнце", но только тогда, когда под ним будет плодотворный материк из текстов, созданных тобой.
М-да. Мысль получилась не очень приятной и я начал думать о другом. А вот интересно, в литературе может быть "черный квадрат"? Нуль-форма. Хм. Вопрос! Эта нуль-форма должна, наверное, символизировать "победу над разумом". Голый текст, облеченный в некую форму и лишенный смысла. Он также должен собой что-то венчать...
Облака весело летели по небу в сторону Финского залива. Сколько там времени? Еще три часа до отправления. Я встал и пошел в сторону метро. Приеду пораньше, чтобы не опоздать на теплоход.
17.08.2003
А вот то, что я написал после прочтения этого рассказа. Привожу без каких-либо изменений. Курсивом и цветом выделены пометки Андрея Тертого:
Сегодня, не взирая на нехватку свободного времени, а точнее на полное его отсутствие, я решил "пройтись" по отдельным разделам "СамИздата". Вначале я оставил свой комментарий у Кончеева А.С. в работе "Солипсизм", а теперь движимый интуицией, совершенно случайно (не верю в случайности, их не существует, есть лишь причины и следствия) нашел "Черный квадрат".
Все
случайности в нашей жизни в большой мере предопределены твоей ЛИЧНОСТЬЮ. А
поведение личности определяется как математическое ожидание неких случайных
событий. К примеру, обладая определенным складом ума (склонность к философии,
эзотерике и т.п.), ты СКОРЕЕ ВСЕГО не пройдешь мимо работ некоторых авторов.
Таким образом возникает цепочка событий, которая приведет тебя в определенное
состояние, которое с БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ ВЕРОЯТНОСТИ можно предсказать заранее.
Я сам неоднократно задумывался над причинами колоссальной известности этой
картины. Я не мог сформулировать свое отношение к ней. (Правда "в живую" я ее
никогда не видел).
С вашей помощью я смог определить не только свое отношение к ней, но и
сформулировал свое понимание сути происходящего, в связи с ней в частности и в
связи с отдельными произведениями искусства и научными трудами в целом.
Мои выводы состоят из двух частей. Первая часть относится к возможным причинам
появления черного квадрата. Вторая часть объясняет его популярность и
известность.
Причиной появления черного квадрата могла быть увлеченность Малевича
мистицизмом или эзотеризмом. Мне не известно увлекался ли он этими теориями.
Однако любой художник по своей натуре и складу мысли есть несомненный мистик.
При определенном состоянии сознания и определенном уровне развития человек
способен видеть мысленным взором черную пустоту, которая представляется ему
обитаемой и осязаемой. Эта черная пустота представляется осмысленной и
содержательной, поскольку в ней присутствует более совершенная жизнь, чем та
которую мы способны различать своими органами чувств.
Да, пожалуй вы правы. Чернота более способствует рождению мыслеобразов, нежели
яркий свет. С этой точки зрения чернота является более содержательной, нежели
любой другой цвет.
Я
неоднократно видел эту пустоту и умышленно концентрировал не ней внимание. В
результате этого я всегда через некоторое время мог переместиться на более
высокую ступень сознания и познания окружающего и внутреннего мира.
Причиной популярности является следующее. И в этой части у меня нет сомнений в
точности и верности моих выводов.
Все произведения искусств, научные труды, святые писания и прочее, можно
разделить на две категории: информационные и стимулирующие. К информационным
относятся те, в которых содержится информация о чем-либо без побуждений к
деятельности в том числе мыслительной. К стимулирующим относятся те, в которых
не содержится информации, но присутствует некий элемент, побуждающий к
деятельности, в том числе мыслительной. Черный квадрат именно такое
произведение. В нем полностью отсутствует какая-либо информация, но стимул к
действию несомненен. С этой точки зрения "Черный квадрат" является классическим
примером стимулирующего произведения.
К стимулирующим произведениям искусства можно отнести классическую музыку и
музыку вообще. Вполне понятно, что не все музыкальные произведения обладают
одинаковым стимулирующим потенциалом.
Удачи, Вам, спасибо. С Новым Годом. Тимур. 4 января 2005 г.
Спасибо, Тимур! Пожелаю вам в новом году новых интересных встреч и находок.
Вот такая беседа состоялась у нас с Андреем Тертым по поводу Черного Квадрата Малевича. Я рад тому, что нашел этот рассказ. Надеюсь, что и вам он понравится наполненностью философским смыслом.
Если бы я решил отредактировать этот мой комментарий, то я добавил бы много больше, но не буду этого делать. Оставляю вам уважаемый читатель возможность самостоятельно откорректировать мои мысли зафиксированные в этом тексте.
Тимур. 24.02.05.
С уважением, Тимур. Вы можете связаться со мной по любому из перечисленных адресов: timyr9@narod.ru: timyr9@yandex.ru: timyr@relcom.kz.
Дата последнего обновления страницы: 24 февраля 2005 г.